В.И. Слободчиков. Со-бытийная образовательная общность – источник развития и субъект образования

В соци­аль­ных нау­ках при ана­ли­зе типов и форм соци­аль­ных объ­еди­не­ний людей при­ня­та к рас­смот­ре­нию оппо­зи­ция меж­ду поня­ти­ем соци­аль­ная струк­ту­ра (орга­ни­зо­ван­ность) и поня­ти­ем неструк­ту­ри­ро­ван­ная (бытий­ная) общ­ность (по латы­ни – communitas). Наи­бо­лее про­ра­бо­та­но поня­тие струк­ту­ры, кото­рая опре­де­ля­ет­ся отчет­ли­вой рас­ста­нов­кой соци­аль­ных ролей, функ­ций и ста­ту­сов, кото­рые зани­ма­ют люди. Струк­ту­ра все­гда воз­ни­ка­ет в есте­ствен­ном тече­нии собы­тий, когда груп­пы людей с теми или ины­ми нуж­да­ми и воз­мож­но­стя­ми вза­и­мо­дей­ству­ют друг с дру­гом и объ­еди­ня­ют­ся.

Ком­му­ни­тас воз­ни­ка­ет там, где нет жест­ко задан­ной соци­аль­ной струк­ту­ры; неструк­ту­ри­ро­ван­ная общ­ность – это жизнь мно­же­ства людей (но не рядом, а вме­сте), меж­ду кото­ры­ми суще­ству­ет род­ствен­ная связь и обу­слов­лен­ное ею чув­ство при­над­леж­но­сти друг дру­гу. Такая общ­ность, как пра­ви­ло, при­над­ле­жит акту­аль­но­му насто­я­ще­му; струк­ту­ра же коре­нит­ся в про­шлом и рас­про­стра­ня­ет­ся на буду­щее посред­ством язы­ка, зако­нов, обы­ча­ев.

Загру­зи­те пол­ный текст ста­тьи в фор­ма­те PDF.

Comments are disabled for this post