Принцип дополнительности
Новые ценности образования
Выпуск 4 (28), 2006

Одной из тен­ден­ций раз­ви­тия обра­зо­ва­ния, его сфе­ры (обла­сти действия в соци­у­ме) и его систе­мы (со=единения эле­мен­тов), ста­но­вят­ся актив­ные попыт­ки пре­одо­леть уни­фи­ци­ро­ван­ность школь­но­го обу­че­ния, рас­ши­рить раз­но­об­ра­зие и углу­бить взаимодействие его основ­ных и допол­ня­ю­щих форм. На эти осо­бен­но­сти раз­ви­тия ста­ли все чаще обра­щать вни­ма­ние в послед­ние три деся­ти­ле­тия. Но фак­ти­че­ски вся исто­рия раз­ви­тия обра­зо­ва­ния как осо­бой соци­аль­но-куль­тур­ной прак­ти­ки была таким пер­ма­нент­ным рас­ши­ре­ни­ем…

«Основ­ное» обра­зо­ва­ние, напря­мую выра­жая заказ госу­дар­ства, вынуж­де­но было вклю­чать в содер­жа­ние мно­го излиш­ней инфор­ма­ции, кото­рая пери­о­ди­че­ски теря­ла акту­аль­ность. «Допол­ни­тель­ное» обра­зо­ва­ние отве­ча­ло на вызов «основ­но­го» избы­точ­но­стью сво­их вари­а­тив­ных форм и спо­со­бов, отра­жа­ю­щих инди­ви­ду­аль­ные инте­ре­сы детей и их роди­те­лей…

Так со вре­ме­нем сфор­ми­ро­ва­лись обще­из­вест­ные пре­иму­ще­ства «допол­ни­тель­но­го»: ори­ен­та­ция на дет­ское твор­че­ство, сво­бод­ное посе­ще­ние, гиб­кость и акту­аль­ность про­грамм, соот­вет­ствие инди­ви­ду­аль­но­му инте­ре­су, гуман­ность вза­и­мо­от­но­ше­ний и сотруд­ни­че­ство, раз­но­воз­раст­ность дет­ских кол­лек­ти­вов, мно­го­об­ра­зие пред­ло­же­ний форм обра­зо­ва­тель­ной дея­тель­но­сти, доб­ро­воль­ность выбо­ра этих форм, моти­ви­ро­ван­ность обу­че­ния, опо­ра на само­опре­де­ле­ние, отсут­ствие фор­ма­лиз­ма, откры­тая и нефор­маль­ная обра­зо­ва­тель­ная сре­да…

Посвя­щая дан­ный выпуск жур­на­ла прин­ци­пу допол­ни­тель­но­сти, авто­ры наде­ют­ся, что их рефлек­сия прак­ти­че­ско­го опы­та и резуль­та­тов экс­пе­ри­мен­тов помо­жет педа­го­ги­че­ско­му сооб­ще­ству решать акту­аль­ные зада­чи повы­ше­ния каче­ства обра­зо­ва­ния.

Загру­зи­те пол­ный текст сбор­ни­ка в фор­ма­те PDF.

Комментариев нет

Добавить комментарий

Your email is never shared.Обязательные для заполнения поля отмечены *