Газета.ру: Образование принуждают к самостоятельности.

Идео­ло­ги рос­сий­ско­го обра­зо­ва­ния пред­ло­жи­ли несколь­ко сце­на­ри­ев его раз­ви­тия в рам­ках «Стра­те­гии 2020». Отказ от ЕГЭ авто­ры доку­мен­та счи­та­ют бес­пер­спек­тив­ным, а вот на посте­пен­ный пере­ход к плат­но­му обра­зо­ва­нию они воз­ла­га­ют боль­шие надеж­ды. Экс­пер­ты, не участ­во­вав­шие в раз­ра­бот­ке обра­зо­ва­тель­ной стра­те­гии, кри­ти­ку­ют ее за декла­ра­тив­ность.

Офи­ци­аль­но доку­мент пока не обна­ро­до­ван, но в рас­по­ря­же­нии «Газеты.Ru» ока­зал­ся его ито­го­вый вари­ант. Напом­ним, что в напи­са­нии «Стра­те­гии 2020» задей­ство­ва­на 21 груп­па авто­ров, за обра­зо­ва­ние отве­ча­ет груп­па № 8, кото­рую воз­глав­ля­ют науч­ный руко­во­ди­тель Инсти­ту­та раз­ви­тия обра­зо­ва­ния ГУ-ВШЭ Иса­ак Фру­мин и рек­тор Мос­ков­ской выс­шей шко­лы эко­но­ми­че­ских и соци­аль­ных наук Ана­то­лий Кас­пр­жак.

Стра­те­ги­че­ские выклад­ки груп­пы № 8 начи­на­ют­ся с опи­са­ния успе­хов Рос­сии в обра­зо­ва­нии. Доступ­ность оте­че­ствен­но­го обра­зо­ва­ния авто­ры назы­ва­ют одной из самых высо­ких в мире и ссы­ла­ют­ся на ста­ти­сти­ку (источ­ник в доку­мен­те не ука­зан), соглас­но кото­рой доля насе­ле­ния без обра­зо­ва­ния или с началь­ным обра­зо­ва­ни­ем в нашей стране состав­ля­ет 2%, что явля­ет­ся одним из самых низ­ких пока­за­те­лей из 55 оце­ни­ва­е­мых стран мира. Доля совер­шен­но­лет­них с основ­ным общим обра­зо­ва­ни­ем (то есть без сред­не­го спе­ци­аль­но­го или выс­ше­го) в Рос­сии 9% , по это­му пока­за­те­лю стра­на усту­па­ет толь­ко США и Изра­и­лю, напи­са­но в доку­мен­те.

Уро­вень зна­ний рос­сий­ских школь­ни­ков авто­ры обра­зо­ва­тель­ной стра­те­гии тоже хвалят.«Уровень зна­ний и уме­ний рос­сий­ских школь­ни­ков не ниже или даже выше уров­ня уча­щих­ся мно­гих стран», – утвер­жда­ет­ся в доку­мен­те. При этом при­во­дят­ся дан­ные тестов по иссле­до­ва­нию каче­ства мате­ма­ти­че­ско­го и есте­ствен­но­на­уч­но­го обра­зо­ва­ния (TIMSS), а так же чте­ния (PIRLS). В ста­ти­сти­ке, иллю­стри­ру­ю­щей кар­ти­ну все­об­щей высо­кой гра­мот­но­сти рос­сий­ских школь­ни­ков, гово­рит­ся в основ­ном об успе­хах началь­ной шко­лы и при­во­дят­ся дан­ные за 2006 год, соглас­но кото­рым оте­че­ствен­ные чет­ве­ро­класс­ни­ки ста­ли пер­вы­ми по уме­нию читать и пони­мать тек­сты сре­ди 40 стран мира.

Одна­ко авто­ры умал­чи­ва­ют, что по резуль­та­там меж­ду­на­род­но­го теста PISA, кото­рый оце­ни­ва­ет не толь­ко зна­ния, но и полу­чен­ные ком­пе­тен­ции (уме­ние при­ме­нить полу­чен­ные зна­ния на прак­ти­ке: рас­счи­тать дина­ми­ку роста зар­пла­ты, выбрать наи­бо­лее выгод­ный тариф­ный план и т. д.), Рос­сия ста­биль­но нахо­дит­ся в тре­тьей груп­пе стран с резуль­та­том ниже сред­не­го, усту­пая как госу­дар­ствам Тихо­оке­ан­ско­го реги­о­на, так и Евро­пе (впро­чем, бли­же к кон­цу доку­мен­та све­де­ния о PISA и месте Рос­сии в рей­тин­ге все же появ­ля­ет­ся).

После мажор­но­го вступ­ле­ния начи­на­ет­ся пере­чис­ле­ние глав­ных про­блем, кото­рые меша­ют рос­сий­ско­му обра­зо­ва­нию рефор­ми­ро­вать­ся и раз­ви­вать­ся.

Сре­ди таких про­блем ука­за­на нерав­но­мер­ность каче­ства обра­зо­ва­ния в реги­о­нах и феде­раль­ном цен­тре, а так­же в пре­стиж­ных и непре­стиж­ных школах.Также авто­ры доку­мен­та отме­ча­ют недо­ста­точ­ный охват насе­ле­ния услу­га­ми дошколь­но­го обра­зо­ва­ния и кри­зис вне­школь­но­го обра­зо­ва­ния, раз­вал педа­го­ги­че­ско­го кор­пу­са и рез­кое паде­ние пре­стиж­но­сти этой про­фес­сии. Гово­рят и о сопро­тив­ле­нии рефор­мам «на местах», в част­но­сти вве­де­нию нор­ма­тив­но-поду­ше­во­го финан­си­ро­ва­ния и ФЗ-83 (закон, кото­рый дает шко­лам воз­мож­ность зара­ба­ты­вать день­ги плат­ны­ми сек­ци­я­ми и круж­ка­ми, но огра­ни­чи­ва­ет их в бюд­жет­ном финан­си­ро­ва­нии).

Так­же созда­те­ли доку­мен­та при­зна­ют отсут­ствие меха­низ­мов обще­ствен­но-госу­дар­ствен­но­го кон­тро­ля и избы­точ­ную кон­цен­тра­цию пол­но­мо­чий на феде­раль­ном уровне. Клю­че­вы­ми про­бле­ма­ми рос­сий­ско­го обра­зо­ва­ния авто­ры стра­те­гии счи­та­ют отсут­ствие наци­о­наль­ной систе­мы оцен­ки каче­ства обра­зо­ва­ния и несо­вер­шен­ство меха­низ­ма ЕГЭ.

Для выхо­да из создав­ше­го­ся кри­зи­са в рам­ках доку­мен­та пред­ла­га­ет­ся несколь­ко сце­на­ри­ев.

Читать пол­но­стью: http://www.gazeta.ru/social/2011/08/19/3739173.shtml

 

Comments are disabled for this post