О.Смолин: Сохранение малокомплектных сельских школ – вопрос национальной безопасности»

После рас­па­да СССР в Рос­сии было закры­то более 19 тыс. сель­ских школ. По дан­ным Мино­бр­на­у­ки РФ, в 1995 году их насчи­ты­ва­лось почти 69 тыс., в 2000 году – око­ло 67 тыс., в 2010–2011 годах – менее 49 тысяч. Почти все они были лик­ви­ди­ро­ва­ны не в 1990-е годы, когда эко­но­ми­че­ская и демо­гра­фи­че­ская ситу­а­ция в стране была осо­бен­но тяже­лой, а в послед­ние десять лет. В наши дни про­цесс закры­тия школ не пре­кра­ща­ет­ся, а акти­ви­зи­ру­ет­ся. Так, в первую «пяти­лет­ку» XXI века закры­лись 6,5 тыс. школ, а во вто­рую – почти 13 тысяч. О том, поче­му это про­ис­хо­дит и к каким послед­стви­ям может при­ве­сти, кор­ре­спон­ден­ту Агент­ства соци­аль­ной инфор­ма­ции рас­ска­зал депу­тат Госу­дар­ствен­ной думы РФ Олег Смо­лин.

Мини­стер­ство обра­зо­ва­ния и нау­ки РФ объ­яс­ня­ет закры­тие школ умень­ше­ни­ем чис­ла детей и… забо­той о каче­стве обра­зо­ва­ния сель­ских школь­ни­ков! На деле же в обра­зо­ва­тель­ной поли­ти­ке воз­об­ла­дал узко эко­но­ми­че­ский, точ­нее «бух­гал­тер­ский» под­ход — так назы­ва­е­мая «опти­ми­за­ция». Про­ще гово­ря, стрем­ле­ние мак­си­маль­но сэко­но­мить на обра­зо­ва­нии. В свое вре­мя в Законе РФ «Об обра­зо­ва­нии» декла­ри­ро­ва­лось, что мало­ком­плект­ная сель­ская шко­ла финан­си­ру­ет­ся неза­ви­си­мо от чис­ла уча­щих­ся. Одна­ко после вве­де­ния поду­ше­во­го финан­си­ро­ва­ния и так назы­ва­е­мой «новой систе­мы опла­ты тру­да» учи­те­лям про­цесс лик­ви­да­ции школ акти­ви­зи­ро­вал­ся. Ведь если финан­си­ро­ва­ние зави­сит толь­ко от чис­лен­но­сти детей, сель­ская шко­ла себя оку­пить не смо­жет.

Учи­ты­вая, что в насто­я­щее вре­мя уро­вень рож­да­е­мо­сти в Рос­сии зна­чи­тель­но пре­вы­сил не толь­ко пока­за­тель 1990-х годов, но в отдель­ные годы пре­вы­ша­ет уро­вень смерт­но­сти, мож­но ожи­дать повто­ре­ния исто­рии с дет­ски­ми сада­ми. В 1990-е годы мно­гие из них закры­ли, одна­ко сего­дня оче­редь в дет­ские сады достиг­ла 1 млн 700 тыс. детей. Через несколь­ко лет похо­жая ситу­а­ция может про­изой­ти и с сель­ски­ми шко­ла­ми.

Кро­ме того, в резуль­та­те закры­тия мало­ком­плект­ных сель­ских школ нема­ло педа­го­гов оста­лись без рабо­ты. Толь­ко часть учи­те­лей тру­до­устро­е­ны в дру­гие шко­лы. Офи­ци­аль­но счи­та­ет­ся, что в сохра­нив­ших­ся шко­лах оста­лись луч­шие учи­те­ля, а у их уче­ни­ков теперь боль­ше воз­мож­но­стей для раз­ви­тия. Одна­ко иссле­до­ва­ния, в том чис­ле по «одно­ком­нат­ным» шко­лам в США (ана­лог рос­сий­ских мало­ком­плект­ных школ) сви­де­тель­ству­ют о том, что бла­го­да­ря неболь­шо­му коли­че­ству детей учи­те­ля могут общать­ся с каж­дым из них — это пози­тив­но ска­зы­ва­ет­ся на уровне обра­зо­ва­ния. Кро­ме того, сами дети учат друг дру­га. В ито­ге каче­ство обра­зо­ва­ния ока­зы­ва­ет­ся выше. Думаю, точ­ка зре­ния аме­ри­кан­ских социо­ло­гов и педа­го­гов не лише­на осно­ва­ний.

В Рос­сии на сме­ну мало­ком­плект­ным шко­лам при­хо­дят боль­шие, в кото­рые детей из раз­ных дере­вень возят на спе­ци­аль­ных школь­ных авто­бу­сах. Реже — устра­и­ва­ют в шко­лы-интер­на­ты, где они не толь­ко учат­ся, но и живут. Пред­ставь­те ребен­ка, кото­ро­му еже­днев­но при­хо­дит­ся пре­одо­ле­вать 40–50 км, что­бы добрать­ся до шко­лы и столь­ко же — обрат­но. Как вы дума­е­те, это ска­жет­ся на каче­стве его обра­зо­ва­ния? К тому же про­бле­ма суще­ство­ва­ния мало­ком­плект­ных школ отно­сит­ся не толь­ко к сфе­ре обра­зо­ва­ния, но и к сфе­ре наци­о­наль­ной без­опас­но­сти. Ведь эту исто­рию мы уже про­хо­ди­ли на при­ме­ре «непер­спек­тив­ных дере­вень». Ни для кого не сек­рет: село, в кото­ром исче­за­ет шко­ла, само уми­ра­ет. Учи­ты­вая, что Рос­сия огром­ная стра­на, но мало­на­се­лен­ная, суще­ству­ет веро­ят­ность того, что рано или позд­но на пусту­ю­щие тер­ри­то­рии будут засмат­ри­вать­ся сосед­ние наро­ды. Я ува­жаю все наро­ды, но не хочу, что­бы в нашей стране, кото­рая и так поте­ря­ла треть тер­ри­то­рии после рас­па­да СССР, мно­жи­лись поте­ри. Поли­ти­ка закры­тия сель­ских школ кажет­ся мне крайне недаль­но­вид­ной…

Напом­ню: даже в 30-е годы XX века были откры­ты десят­ки тысяч сель­ских школ. Эти годы, с точ­ки зре­ния дефи­ци­та финан­сов, были не луч­ше нынеш­них. В 1990-е годы, в пери­од эко­но­ми­че­ско­го кри­зи­са, сель­ские шко­лы прак­ти­че­ски не закры­ва­ли. А сей­час – лик­ви­ди­ру­ют в уско­рен­ном тем­пе. Думаю, это вопрос не финан­со­вой поли­ти­ки, но поли­ти­че­ской воли и оши­боч­но­го эко­но­ми­че­ско­го под­хо­да к обра­зо­ва­нию. Наши руко­во­ди­те­ли, види­мо, не пони­ма­ют, что обра­зо­ва­ние – сфе­ра инве­сти­ций, а не сфе­ра затрат!. Если эко­но­мить на обра­зо­ва­нии, впо­след­ствии при­дет­ся тра­тить несрав­нен­но боль­ше. Сель­ское насе­ле­ние и педа­го­ги стре­мят­ся сохра­нять хотя бы остав­ши­е­ся шко­лы. Даже министр реги­о­наль­но­го раз­ви­тия Вик­тор Басар­гин, высту­пая в Гос­ду­ме РФ, при­звал оста­но­вить про­цесс закры­тия сель­ских школ…

Мы под­го­то­ви­ли аль­тер­на­тив­ный про­ект зако­на «О народ­ном обра­зо­ва­нии в РФ», кото­рый сей­час актив­но обсуж­да­ет­ся в обще­стве. В нем гово­рит­ся, что в мало­ком­плект­ной сель­ской шко­ле финан­си­ро­ва­ние долж­но зави­сеть не от коли­че­ства душ, а от потреб­но­стей шко­лы. Еще одно важ­ное пред­ло­же­ние: закры­тие сель­ской шко­лы или ее реор­га­ни­за­ция долж­ны про­ис­хо­дить толь­ко с раз­ре­ше­ния сель­ско­го схо­да. Чинов­ни­ки нашли лазей­ку в законе: сна­ча­ла они реор­га­ни­зу­ют мало­ком­плект­ную шко­лу в фили­ал боль­шой, а потом закры­ва­ют… не шко­лу, а фили­ал. Ведь это мож­но сде­лать, не спра­ши­вая насе­ле­ние. Фор­маль­но закон не нару­ша­ет­ся, а шко­ла фак­ти­че­ски лик­ви­ди­ру­ет­ся.

Срав­ни­тель­но недав­но, в 2010 году в Гос­ду­ме РФ рас­смат­ри­вал­ся зако­но­про­ект, запре­ща­ю­щий не толь­ко лик­ви­да­цию, но и реор­га­ни­за­цию сель­ских школ. К сожа­ле­нию, боль­шин­ство депу­та­тов его не под­дер­жа­ли, хотя при­зна­ли этот факт. Если мы не оста­но­вим про­цесс уни­что­же­ния сель­ской шко­лы, воз­мож­но, нашим потом­кам при­дет­ся жить в стране с дру­гой тер­ри­то­ри­ей и дру­гой куль­ту­рой.

Читать пол­но­стью:

http://www.asi.org.ru/ASI3/rws_asi.nsf/va_WebPages/884280E63B9E58E4C32578E7004814B7Rus

Comments are disabled for this post