Свободное воспитание: отечественные традиции и инновации. 2003, выпуск 3 (14)

Сбор­ник рас­ска­зы­ва­ет об оте­че­ствен­ном опы­те сво­бод­но­го вос­пи­та­ния, его прин­ци­пах, сего­дняш­них про­бле­мах и наход­ках, а так­же воз­рож­да­е­мых и куль­ти­ви­ру­е­мых в сфе­ре обра­зо­ва­ния фор­мах сво­бод­ной дея­тель­но­сти детей и взрос­лых.

О сво­бод­ном вос­пи­та­нии гово­рят, как пра­ви­ло, в исто­ри­че­ском аспек­те, сра­зу же вспо­ми­ная Тол­сто­го и Вент­це­ля. Их идеи изу­ча­ют сту­ден­ты всех педа­го­ги­че­ских выс­ших и сред­них учеб­ных заве­де­ний. Но это зна­ние, к сожа­ле­нию, оста­ёт­ся мёрт­вым. Да, Рос­сия име­ет соб­ствен­ную исто­рию и тео­рию сво­бод­но­го вос­пи­та­ния, но огра­ни­чен­ные мас­шта­бы прак­ти­ки. Те эле­мен­ты сво­бод­но­го вос­пи­та­ния, кото­рые созда­ва­лись в мно­го­чис­лен­ных попыт­ках отдель­ных педа­го­гов про­бить моно­лит тра­ди­ци­он­но орга­ни­зо­ван­но­го школь­но­го обу­че­ния, оста­ва­лись дол­гое вре­мя лишь не сло­жен­ной и пото­му непо­нят­ной моза­и­кой част­но­го опы­та. К тому же этот опыт часто насиль­ствен­но пре­ры­вал­ся.

Пло­ды это­го «воз­дей­ствия» и «при­нуж­де­ния» (зна­ко­мые педа­го­ги­че­ские поня­тия!) мы ощу­ща­ем вплоть до сего дня. В резуль­та­те сво­бод­ных школ мы име­ем гораз­до мень­ше, чем, ска­жем, име­ет Дания, где 13% школ в систе­ме обра­зо­ва­ния офи­ци­аль­но при­зна­но сво­бод­ны­ми. Что меша­ет нам на деле при­ме­нять идеи Тол­сто­го и Вент­це­ля? Боязнь выпасть из обой­мы нор­ма­тив­ных тре­бо­ва­ний и отой­ти в сто­ро­ну от задан­ной вер­ти­ка­ли управ­ле­ния и тра­ди­ци­он­но­го педа­го­ги­че­ско­го «дей­ства»?

Загру­зи­те пол­ный текст сбор­ни­ка в фор­ма­те PDF.

Comments are disabled for this post