Андрей Русаков. Четыре шага к свободоспособности

За послед­ние два­дцать лет в рос­сий­ском обще­стве не ста­ло мень­ше внеш­ней сво­бо­ды (в сере­дине вось­ми­де­ся­тых запре­ты и огра­ни­че­ния были куда замет­ней). Ослаб­ло явле­ние более фун­да­мен­таль­ное – сво­бо­до­спо­соб­ность: жела­ние людей искать свой путь в жиз­ни, готов­ность делать лич­ный выбор, при­ла­гать к нему уси­лия и нести за него ответ­ствен­ность.

Стра­на, где боль­шин­ство людей задав­ле­но обсто­я­тель­ства­ми, затрав­ле­но опы­том «нака­зу­е­мой ини­ци­а­ти­вы», оби­же­но на весь мир и наде­ет­ся пре­иму­ще­ствен­но на удач­ный слу­чай и мини­маль­но при­стой­ное началь­ство, не ста­нет по мано­ве­нию вол­шеб­ной палоч­ки (или каких угод­но сво­бод­ных выбо­ров) стра­ной, где люди при­вык­ли отве­чать за свою жизнь и свои реше­ния.

Для это­го нуж­но накоп­ле­ние во мно­гом ино­го обще­ствен­но­го опы­та: опы­та защи­щён­но­сти, вза­и­мо­по­мо­щи, содей­ствия и вза­и­мо­дей­ствия. Лишь такой опыт поз­во­ля­ет выбрать­ся из кри­зис­ной ситу­а­ции за счёт соб­ствен­ных сил и стать силь­нее.

Одним из иде­аль­ных про­то­ти­пов, эле­мен­тар­ных моде­лей для пони­ма­ния направ­лен­но­сти необ­хо­ди­мых уси­лий может послу­жить прак­ти­ка педа­го­ги­че­ской под­держ­ки детей в обра­зо­ва­нии.

Загру­зи­те пол­ный текст ста­тьи в фор­ма­те PDF.

Comments are disabled for this post