М.А.Балабан. Школа-парк

В послед­ние годы педа­го­гам уда­лось дока­зать и пока­зать высо­кую эффек­тив­ность сво­бод­но­го учеб­но­го про­стран­ства. В откры­тых сту­ди­ях и мастер­ских парк-шко­лы каж­дый уче­ник может реаль­но отыс­кать себе свое живое дело, не сопер­ни­чая с дру­ги­ми, а помо­гая им. Но такая шко­ла сотруд­ни­че­ства под­ры­ва­ет глав­ную при­ман­ку класс-шко­лы — тот самый обман, так лег­ко «воз­вы­ша­ю­щий» нас над дру­ги­ми при помо­щи выда­ва­е­мых по чужой воле оце­нок, заче­тов, зва­ний, атте­ста­тов и дипло­мов. Вме­сте с высо­ки­ми иде­я­ми про­све­ще­ния этот мощ­ный аппа­рат при­ви­ле­гий застав­ля­ет нас не заме­чать пере­рож­де­ния все более мно­го­лет­ней и мас­со­вой шко­лы из питом­ни­ка наем­ной раб­си­лы в отстой­ник опас­ных для обще­ства сил.

Поче­му же не уда­ет­ся про­ве­сти дав­но назрев­шую либе­раль­ную рефор­му всей систе­мы обра­зо­ва­ния? Все уси­лия в этом плане неиз­беж­но вырож­да­ют­ся в пустые декла­ра­ции под дав­ле­ни­ем стра­ха: если дети пло­хо ведут себя под над­зо­ром учи­те­ля в замкну­том про­стран­стве клас­са, то что они будут делать в свод­ном про­стран­стве откры­той сту­дии? Имен­но в погоне за мифич­ным «поряд­ком» в обра­зо­ва­нии мы пыта­ем­ся как-то под­пра­вить столь явный обман авто­ри­тар­но-сило­вой тех­ни­ки обу­че­ния в класс-шко­ле. Эта кни­га помо­жет раз­ве­ять эти опа­се­ния.

Она орга­ни­зу­ет основ­ные пре­тен­зии к поро­кам класс-шко­лы в эпи­цен­тры аргу­мен­тов, раз­мыш­ле­ний, фак­тов и реко­мен­да­ций.

Постро­ить после­до­ва­тель­ность ана­ли­за нам помо­га­ют вза­и­мо­свя­зан­ные темы, в кото­рых объ­еди­не­ны ост­рые про­бле­мы совре­мен­но­го обра­зо­ва­ния и аль­тер­на­ти­вы его раз­ви­тия:

• как шко­ла попа­ла в кап­кан стан­дарт­ной, класс­но-уроч­ной тех­ни­ки?

• поче­му утвер­ди­лось пред­мет­ное содер­жа­ние класс-школь­но­го обу­че­ния?

• поче­му нуж­но менять весь школь­ный строй, а не мето­ды обу­че­ния?

• как выве­сти шко­лу из пуб­лич­но­го пра­ва в част­ное?

• какая систем­ная рефор­ма школь­но­го строя нуж­на граж­дан­ско­му обще­ству?

• чем отли­ча­ет­ся эти­ка класс-шко­лы от эти­ки парк-шко­лы и откры­тых сту­дий?

• как орга­ни­зо­вать сво­бод­ную сту­дию?

• как выве­сти шко­лу на волю и как ей жить на воле?

Эта кни­га — и поис­ки отве­тов на эти вопро­сы, отча­сти сов­мест­но с чита­те­лем; и кри­ти­че­ский ана­лиз обра­зо­ва­ния фило­со­фа­ми, уче­ны­ми и педа­го­га­ми; и аль­тер­на­тив­ные идеи о путях его раз­ви­тия, уже пре­тво­ря­е­мые на прак­ти­ке.

Загру­зи­те пол­ный текст кни­ги М.А.Балабана «Шко­ла-парк» в фор­ма­те PDF.

Comments are disabled for this post